Последние годы искусство все больше проникает в нашу жизнь и уже не воспринимается как направление для избранных. Сегодня арт-терапия позволяет решать массу психологических проблем, а оригинальная современная живопись все чаще появляется в частных интерьерах. Мы встретились с очень необычной художницей Анной Щегловой и поговорили о ее призвании, увлечениях и взгляде на будущее.
TDM: Как искусство повлияло на вашу жизнь?
Анна Щеглова: В период самого тяжелого испытания для всего мира – наступления пандемии – я ощутила полную разруху и хаос вокруг себя. Люди каждый день умирали, телевидение напуганно сообщало о том, что нужно оставаться дома, и начались массовые увольнения. Некоторым удалось перейти на удаленную работу, но многие из нас были потеряны и даже не знали, что делать. Мои эмоции были ужасными, и я осталась с ними наедине. В этот момент я взяла в руки обычные листы фанеры и начала рисовать на них картины. Одна из самых сильных, на мой взгляд работ, это «Ангел смерти».
Я осознала, что мне не хватает классической художественной техники для выполнения натюрмортов, но это направление меня и не интересовало, классическая живопись для меня скучна. Меня тянуло к созданию абстракций, выражению мгновенных ощущений цвета и энергии, которые я испытывала внутри себя. Я просто переносила это на холст. В целом, процесс написания картин приносил мне спокойствие, внутреннюю гармонию и равновесие. Но истинное проявление изменений произошло после того, как я заявила о своих картинах. Я заявила о себе, как о художнике, заказала фотосессию, собрала портфолио и начала отправлять его в различные журналы и галереи, правда получить возможность выставить свои работы оказалось непросто. Поэтому я отпустила ситуацию и сосредоточилась на написании своих энергетических картин под запрос человека. Я наслаждалась процессом и ответами людей на мои вопросы. Вопросы составлены по технике нейро-лингвистического программирования, а отвечают на вопросы только цветом, так я определяю цветовой код жизни человека. Далее я пишу для них картину, из цветового кода радости, любви, добра и других приятных эмоций, для каждого человека это свой цвет. Видя изменения в жизни человека после получения картины от меня, я решила опровергнуть пословицу «сапожник без сапог» и создала картину об изобилии и популярности лично для себя.
И тут-то всё закрутилось. Новые знакомства, радиоэфиры, награждения, развитие личной жизни, выставки и пресс-показы – все это пришло ко мне. Я получаю огромное удовольствие от самой себя, своего творчества, людей и событий, происходящих вокруг меня.
TDM: Был ли случай, когда вы точно понимали, что перемены в жизни произошли после коммуникации с определенной картиной/художником?
Анна Щеглова: Все мои перемены именно после написания картины на популярность и изобилие. Но перемены от общения с художниками, я чувствую регулярно. В жизни, в целом, очень важно иметь единомышленников, а когда ты находишь поддержку и одобрение от человека, который уже состоялся в профессии художника, у которого есть имя, выставки в различных галереях, крупные заказы от иностранных заказчиков, конечно начинаешь чувствовать себя более уверенно и продолжаешь свой путь уже зная свою ценность, благодаря такой поддержке я например поняла свою уникальность. Художники это вообще те люди которые мыслят совершенно не деньгами или какими-то регалиями. У них другая результативность жизни у них другой взгляд на ценность, при общении с художниками тебе открывается какой-то новый мир — не некоммерческий.
TDM: Искусство — это для красоты и декора или для размышлений? Или для гармонизации? Или для психики?
Анна Щеглова: На мой взгляд искусство объединяет в себе все вышеперечисленное. Мне кажется логичной схема, в которой все начинается просто с красоты и декора. Со временем, когда человек сам начинает заниматься искусством, создавать что-то своими руками, он приходит к гармонии и стабилизации психики. После обретения внутреннего баланса он начинает замечать красоту вокруг себя. Вот тут начинаются размышления. У каждого человека эти этапы могут происходить в разном порядке. К тому же существуют люди, которые не умеют ничего создавать, но очень любят рассуждать о предметам искусства, видят в них глубину, исследуют их. Я считаю это все очень индивидуально.
TDM: Что есть красота?
Анна Щеглова: Красота — это весьма субъективное понятие. Я очень люблю повторять фразу: красота в глазах смотрящего. Каждый человек видит и оценивает красоту по-своему. Красота, на мой взгляд повсюду: в природе, в искусстве, в музыке и особенно в межличностных связях.
Она не всегда очевидна и может быть скрыта за слоем обыденности.
Для максимально наглядного примера красоты, рекомендую посмотреть фильм «Свалка» 2010 г.
Известный художник Вик Мунис возвращается на родину в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую мусорную свалку в мире Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, и ее обитателей, занимающихся сортировкой отходов. Поначалу Мунис собирался «написать» серию портретов при помощи мусора. Оказалось, что общение с художником в работе над этими портретами позволило им по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. И там был момент, когда работница мусорки глядя на картину из мусора произносит: «Какая красота!».
TDM: Какой самый удивительный случай был с вашим клиентом?
Анна Щеглова: У меня все клиенты удивительные. Каждого я чувствую от момента проведения арт-сессии до момента написания для них картины. Но одна девушка мне запомнилась особенно. У неё был запрос на квантовый скачок в бизнесе и доходе. После нашей арт-сессии она уехала в Непал. И там, видимо, у нее началась внутренняя трансформация, переоценка ценностей. Я её картину переписывала раза четыре точно. В конце концов я почти все полотно закрасила зелёным цветом оставив маленьким клочок того яркого исходника, который был написан для неё изначально. Мне даже пришлось писать вторую работу, ведь первая была посвящена её новому ментальному и душевному состоянию.
TDM: Можно ли жить рядом с картиной которая не нравится, но она, к примеру, известного автора?
Анна Щеглова: Случаи разные бывают, кому-то картина досталась по наследству, хотя он бы сам её никогда не выбрал. А кто-то может переехать к партнеру и столкнуться с картиной, которая ему/ей не нравится, а вот любимому человеку очень даже. Это как с женщинами, которые живут с нелюбимыми мужчинами, только потому что они богаты.
Жизнь забавная очень.
Но делать то, что тебе нравится и окружать себя вещами по своему вкусу — это один из видов свободы.
TDM: Что вы хотите раскрывать в вашей программе на радио «Медиаметрикс»?
Анна Щеглова: Я не сразу поняла и не сразу сформулировала свое отношение к этой радиопередаче. Прочувствовала я ее только после третьего эфира. Я поняла, что это мой путь знакомства с современным искусством, с техниками рисования, моя внутренняя трансформация и духовный рост.
Здесь мы прежде всего отвечаем на вопрос, который я задаю каждому своему гостю: как искусство изменило вашу жизнь. На этот же вопрос отвечаю и я сама в ходе знакомства с новыми художниками, открывая для себя картины современников. Кто живет среди нас. «Русский код современного искусства» — это мое желание открыть миру новые русские имена в разных сферах искусства и особенно в изобразительном.
TDM: Ваши картины — абстрактны: почему такой стиль, что это для вас?
Анна Щеглова: Мои абстрактные картины — это картины характера, момента, энергии. Мы уже вступили во власть эпохи невидимых, но быстро меняющихся состояний.
Вселенная меняет качество всего, чем располагает, и делает это ускоренными темпами. Прежнее исчерпало себя! Моя самая большая работа именно так и называется.
Человек заложник понятных форм и все силы бросает на поиски содержательных форм в абстракции.
Искусство — это безмерное пространство, где никто не лишний. Я счастлива, что именно в этой технике могу выразить себя и реализовать как художника.
TDM: Кто ваши клиенты и чем вы им помогаете?
Анна Щеглова: Мои клиенты — разные люди, от бухгалтера до представителя списка Форбс, у каждого даже самого влиятельного человека есть желания и внутренние запросы, которые мы прорабатываем на арт-сессии. Не было еще ни одного не довольного результатом. Я составляю вопросы индивидуально под каждого клиента. Зачастую они могут привести к самым неожиданным эмоциям, даже к слезам. Кто-то уже находит ответ пока рисует, кто-то уходит домой подумать. Но абсолютно каждый, кто получает картину испытывает на себе внутреннюю трансформацию и жизнь вокруг него начинает меняться. Ведь в картине используются кодовые цвета, для исполнения желаний. Эту теорию я скоро буду доказывать в Крымском НИИ. С помощью энцефалограммы мы будем замерять силу электромагнитного поля вокруг человека, когда он смотрит на свою картину и во время проведения арт-сессии. Это очень интересный эксперимент. А для меня лично, как для художника таких специальных картин еще и большой шаг вперед. Ведь это уже научный подход.
TDM: Куда идет искусство? В нейросети, в сложные техники Или в абстракции?
Анна Щеглова: Кстати, вы будете удивлены, но люди уже устали от абстракции и всей неразберихи, что творится в мире, они хотят видеть более классическую живопись. Все галеристы, как один утверждают, что в 2024-2025 годы в галереях будут посвящены именно этому направлению.
Видимо, сейчас творится слишком много неприятных событий, которые не поддаются логике и людям хочется созерцать простые и понятные вещи.
Я боюсь искусственного интеллекта и искренне верю, что все фантастические фильмы, где мы сражаемся с роботами рано или поздно воплотятся в жизнь. Недавно я прочитала, что человек пока ещё даже не способен осознать все последствия к которым приведут разработки с искусственным интеллектом.