Наша редакция взяла комментарий по недавно прошедшему фестивалю 3daysofdesign у архитектора Маргариты Шатковой и дизайнеров интерьеров Михаила и Кристины Есениных. Представляем вам обширный репортаж о современном датском дизайне.
Даже входя в общее русло скандинавского дизайна, «Господин Оформитель» из Дании сохраняет свое лицо. Не являясь явным лидером, он влияет на мировые тренды, оставаясь питательной средой для рождения новых тенденций, приемов и решений в интерьере.
Что сделало датский дизайн неповторимым и отличным от других? Возможно то, что еще в начале 20 века он получил мощную подпитку идей конструктивизма, модернизма и баухауса. Впоследствии дизайн в Дании продолжит развиваться по пути сдержанной эстетики, функциональности, универсальности. «Именно эти факторы и обеспечивают ему сегодня спрос и востребованность, – считает архитектор Маргарита Шаткова, руководитель компании ARD-studio (Казань). – Лаконичные, без лишних элементов предметы будут уместны в любом стиле, и подойдут как для оформления загородной виллы, так и для малометражной городской квартиры».
Датчане, как и все скандинавы, уважают уют, благополучие и комфорт, датский хюгге или шведский лагом известны по всему миру. В дизайне это выражается как острая тяга к тактильному текстилю, качественное освещение и виртуозная обработка дерева, которого в местном интерьере, конечно, очень много. Сами предметы выглядят очень простыми, как будто их производство и не потребовало труда. «На самом деле, это сложные технологичные модели. Их изготовление всегда очень продумано, точно и тонко выверены пропорции, формы и детали, из которых складывается эстетика и функциональность», — поясняет Маргарита Шаткова.
И еще, один любопытный факт. Несмотря на, что суровая реальность природы во многом повлияла на формирование интерьерного стиля этой страны, датчане умеют в веселой и непринужденной обстановке делиться своим опытом и рассказывать о своих достижениях.
Например, фестиваль 3daysofdesign охватывает весь Копенгаген и считается самым значительным ежегодным фестивалем дизайна в Скандинавии. В его рамках обычно проходит около 500 мероприятий, а гостями становятся более 250 брендов со всего мира.
А название фестиваля «Не бойся мечтать!» говорит нам о том, что при всей практичности мастера в Дании стремятся высоко взлететь: в рейтингах, в цене, в признании, наконец. Они применяют инновационные решения, исследуют неизвестные материалы, словом, ищут возможности, которые когда-то считались недостижимыми.
Направления развития датского дизайна созвучны мировым трендам, это, прежде всего, переиздание икон дизайна, коллаборация брндов, экотренд и зеленая повестка, мебель outdoor и мягкие объемные формы.
Остановиться, оглянуться, сохранить
Сохранять традиции – это очень по-датски. Среди ремейков представленных датскими компаниями в этом году – стул Kettelhut от дизайнера Финна Юла (Finn Juhl), его перевыпустил бренд House of Finn Juhl, дав название предмету.
У этого стула почти детективная история. Оно известно на винтажном рынке как SW 86 и разработано дизайнером в 1951 году, а выпускала его известная Møbelfabrik. Финн Юл, прославившийся тем, что проектировал всегда с учетом линий человеческого тела, также отправил эскиз стула американскому производителю мебели Baker Furniture. В начале 1950-х годов компания перезапустила несколько разработок датского мастера, но по неизвестным причинам именно этот стул так и не появился в их коллекции. Под новым названием, Kettelhut, он был показан на фестивале дизайна 3daysofdesign в Копенгагене. Новое название дано в честь Мэри Эллен Кеттельхут, бывшего вице-президента по маркетингу Baker Furniture. Она зарисовала эскиз стула, присланный Финном Юлом в Baker Furnitur более 70 лет назад.
Также стоит отметить компанию Naver Collection, основанную в 1995 году Эббе Гелем, Сереном Ниссеном, Кристианом Винтером, Gramrode Møbelfabrik A /S и Акселем Кьерсгаардом A /S. Сегодня компания является партнером Gramrode Møbelfabrik A / S(1924 г.р.) и Акселя Кьерсгаарда A / S. (1952 г.р.). Gramrode Møbelfabrik начала производить столы, стулья, барные стулья и кресла сто лет назад, и за это время вывела в свет немало хитов, бестселлеров и просто популярных предметов мебели. Компания сотрудничает с известными датскими дизайнерами (Эббе Гейл и Серен Ниссен, Хенрик Лем, Сюзанна Гренлунд) и создает современную мебель с опорой на традиционное ремесло. Излюбленный материал мастеров Naver Collection — дерево, которое используется в сочетании с кожей, ламинатом, нержавеющей сталью и корианом для создания инновационной мебели. Бренд — лидер скандинавского рынка в категориях обеденных столов, стульев буфетов, и шкафов комодов и т.д. В юбилейный год стулья украшены элегантной цифрой «100» выгравированной на ламеле.
И, наконец, лаунж кресло РК23ТМ от Пола Кьерхольма, разработанной им в период с 1951 по 1967 год, выпуск — Fritz Hansen. В этом году в Копегагене состоялся эксклюзивный анонс этого долгожданного шезлонга. Это современная классика, которая выпускается с 1956 года.
Экостиль
Экология — больше, чем тренд, это философия и образ жизни. Помимо комплексного подхода в использовании ресурсов, снижения расхода энергопотребления, сюда входит применение экологически чистых материалов. Скандинавский подход к интерьеру в силу своей тяги к минимализму и натуральности в материалах (дерева, ткани и тд.) заметно повлиял на становление экостиля. Кресло Tiger от Хенрика Лема (Henrik Lehm) было запущено в производство в 2005 году. С тех пор культовые деревянные ламели из паровочного массива стали торговой маркой Gramrode Mobelfabrik. Каркас и рейлинги для спинки выполнены из древесины дуба, ясеня, вяза, грецкого ореха для разных цветовых вариантов. Спустя почти 20 лет после выпуска оно остается популярным и любимым очень многими датчанами и по всему миру, Tiger сделал себе имя за счет комфорта, прочности и универсальности.
Объем и плавность
Никаких острых углов! Мягкие, округлые формы, как повторяющие природные, так и неправильные, перекликаются между собой на всех неделях моды-24 и представлены практически в каждом бренде. Не надо быть психологом, чтобы осознать, что они создают более комфортную среду. В Дании этими идеями прониклись бренд 101 Copenhagen основанный в 2017 году. Коллекция SS24 очень практичная: столик, кресло, стул для ног, вазы (натуральная кость) при этом предметы мебели и декора выполнены в характерном стиле акцентной формы. Каждое изделие имеет яркий и функциональный образ.
Также смягчить интерьер не прочь женское лицо датского дизайна — Мария Бруун. Она представила Pioneer Collection, антологию деревянных табуретов. Четыре вертикальные ножки деревянного каркаса соединяются в крестообразную композицию, обеспечивая устойчивость и элегантную скульптурность. Табуреты, хотя они больше похожи на пуфы, комфортны и располагающе эмоциональны. Изготовил пуфы бренд Fredericia.
Все в сад …или уличная мебель приходит к дом
Тренд outdoor актуален сегодня не только для интерьерного дизайна, но и для фэшн индустрии, и для ландшафтного оформления. В интерьерах он раскрывается неоднозначно: во-первых, акцентируется сама тема отдыха вне дома, во-вторых, интерьер обогащается приемами и предметами из уличного оформления. Автор серии Tradition outdoor lounge для Fritz Hansen — дизайнер Повл Б. Эскильдсеn. Модульная коллекция Tradition (кресло для отдыха, угловые модули, пуф и два столика) отлично себя чувствует на открытом воздухе. Коллекция отмечена фирменной графической простотой и напрямую отсылает к классическому дизайну середины века. Чисто по-датски функциональна, но и привлекательна. Материал — ткань, дерево (тик). Древесина со временем приобретает эффект старения, становясь серебристо-серого оттенка. А соседи датчан — шведская компания Broberg & Ridderstråle недавно разработала скамью с говорящим названием PAUSE для Asplund. Простой, но универсальный дизайн явно способствует обретению состояния дзен тому, кто отдыхает на ней. Скамья изготовлена из комбинации лакированного дубового шпона и массива дуба, доступна с подлокотниками или без них. Подходит для общественных и личных пространств.
Коллаборация
Дизайн почти всегда стимулирует к сотворчеству, симбиозу брендов, в котором каждый из них раскрывается по максимуму. Будет ли союз компаний A-N-D и NORR11 прочным – покажет время. Но уже сейчас можно сказать, что светильники A-N-D гармонично сочетаются с мебелью, изготовленной из NORR11. Излюбленные материалы бренда – ротанг, дерево благородных пород, кожа и бархат. Дизайнеры опираются на минимализм 50-х годов прошлого века, применяет элементы японской эстетики, сочетая их с традиционными скандинавскими формами.
И A-N-D и NORR11 внедряют модульность в свои работы, стремятся сделать каждый объект более экологичным и наименее воздействующим на окружающую среду, используя переработанные материалы.
Прозрачный интерьер
Шведская компания Kosta Boda основана в 1742 году (!), идет в ногу со временем, но опирается опять же на традиции. Охотно работает со стеклом и известна своими модными объектами. Среди новинок бренда — ваза от Ханны Хансдоттер, экспериментальное прочтение классического архетипа колонны. Скульптурное изделие в барочной эстетике имеет общие черты с одноименной серией подсвечников, созданной дизайнером в прошлом году. Датская художница Хелле Мардал работает со стеклом. Ее инсталляция The Sensory Society уносит нас в мир сладких грез и разноцветного стекла за счет присущей для художницы атмосферы воображения, мистики и юмора. Хелле Мардал хочет дать возможность посетителям увидеть, обонять, осязать и попробовать дизайн на вкус.
Вот такой портрет датского и частично скандинавского дизайна, показанный через призму работ самых ярких его представителей. Можно смело утверждать, что стиль оформления этой северной страны прочно внедрился в ДНК мирового дизайна и свои позиции будет только усиливать. Хотя бы потому, что один из краеугольных принципов датского дизайна — «Изделия от людей и для людей».
«В своей работе мы очень активно используем приемы и элементы датского дизайна. Например, я люблю применять в оформлении текстиль, классический для хюгге. Прием позволяет разнообразить декор, а также говорит о том, что этот стиль легко выдержит эклектику. Например, взяв за основу оформление в традициях датского дизайна, но применив нетипичные для скандинавов краски, теплые и даже жаркие, мы получим оригинальное интерьерное решение. Однако, самые известные черты датского стиля — обилие воздуха, свобода от визуального шума, подчеркнуто высокое качество материалов, от напольных покрытий до светильников. Эти принципы минимализма и лаконичности в оформлении близки нашим заказчикам, преимущественно молодым активным людям. Находиться в таких пространствах, а также создавать их — это настоящий релакс. Все элементы в интерьере сгармонизированы настолько, что дают эффект нахождения в природной среде. Добиться этого, конечно, сложнее всего. Я думаю, что у датского дизайна большие перспективы. Интересное развитие нас ждет. Один из вариантов — черты и приемы стиля будут выделяться, становиться более отчетливыми, чтобы активно интегрироваться в тренды мирового дизайна.» — поделились своим мнением Михаил и Кристина Есениных.