Как сегодня модно освещать пространства отелей и ресторанов, какие тенденции диктуют основные игроки рынка, и какие модели светильников предпочитают для оформления ведущие дизайнеры, рассказывает директор архитектурного бюро ARCHPOINT, дизайнер Екатерина Агеева.
Освещение в сегменте HoReCa эволюционирует вместе с актуальными тенденциями в дизайне. Если говорить в общем, то в тренде направленный свет, который подчеркивает отдельные зоны или предметы в зале. Залитые единым светом пространства, в основном, можно встретить только в холлах отелей и торговых центрах, где такой подход продиктован функциональным назначением помещений.
Один из главных трендов сегодня – «невидимый» свет, когда его источники скрыты от глаз внутри плафонов, в нишах мебели, за панелями на стенах. Так создается эффект ненавязчивости и минимализма. Не менее часто для создания определенной атмосферы используется оформление залов концептуальным светом. В нем важна не столько форма и красота светильника, сколько нестандартное решение, которое он дает: блики, тени, световые пятна.
Для подобных концепций как нельзя лучше подходят минималистичные и утонченные светильники Davide Groppi. Простые, подчас не сразу заметные в интерьере, они настроены так, чтобы выделить интересные детали. А сами при этом остаются как бы в тени.
Источник освещения может быть и самостоятельным арт-объектом, как, например, необычные светильники от Foscarini, изготовленные из нестандартных материалов, и превращающие свет в искусство. Люстра или бра, обрамленные «шторкой» из мелких цветных бусин, оставляют простор как для фантазии дизайнера, так и для гостей заведения, взгляд которых обязательно упадет на эту световую инсталляцию.
В том же ключе, но совершенно по-особому решают световую составляющую интерьера композиции, рассчитанные, в основном, на пространства отелей от компании Preciosa.
Можно создавать оригинальные и недорогие решения своими руками – из коряг, кусков дерева, металла, даже бетона. Любая фантазия, органично дополняющая интерьер, сделает его еще более оригинальным и аутентичным.
Отдельная тема в световом дизайне HoReCa — освещение мебели, барных стоек и винных шкафов. Каждая бутылка алкоголя в баре должна выделяться, выглядеть так, чтобы гостю захотелось ее попробовать. С помощью мягкой подсветки, которая включается не только при открывании дверцы, но и акцентирует внимание на полках, витринах и фасадах, достигается эффект премиальности интерьера и одновременно — душевного домашнего уюта.
Дизайнеру, который занимается созданием интерьеров ресторанов и других общественных пространств, достаточно сложно абстрагироваться, перестать находиться «на работе», когда идешь в какое-то заведение просто отдохнуть, стараться не искать ошибки, в том числе, в световом оформлении. Но есть вещи, которые замечаешь помимо своей воли. Например, некомфортный яркий свет, заливающий все пространство, неправильно подобранные или установленные светильники, ослепляющие посетителей. Или, наоборот, недостаток освещения за столиком, когда приходится подсвечивать фонариком меню и еду в тарелке. Раздражает посетителей слишком резкий свет в санузлах, непродуманная организация освещения на кухне, когда официант открывает дверь, чтобы вынести еду, и луч бьет в глаза тем, кто сидит в зале. Также не очень хорошо выглядит попытка скрыть в темноте незанятые столики.
В целом, среди всего разнообразия дизайнерских направлений профессионалы отдают предпочтение простым, но оригинальным решениям, а не нарядным многодетальным композициям. Хотя на рынке представлены и традиционные, и технологичные варианты. Наибольше их количество традиционно принадлежит итальянским фабрикам. Однако, в последние годы в индустрию дизайнерского света решительно врывается и Китай, предлагая неожиданные и недорогие модели, прекрасно вписывающиеся в любой интерьер.