Небольшой дом с каменным первым этажом и бревенчатым вторым в стиле кантри прослужил заказчикам этого проекта более 10 лет. Задача поставленная перед архитектором Зоей Томилиной была отремонтировать дом (решить технические и инженерные вопросы) и сделать интерьеры второго этажа более современными светлыми и радостными. При этом по заданию заказчиков мебель оставалась прежняя.
Тип проекта: загородный дом. Где: посёлок «Монастырское Озеро», Истринский район МО. Площадь: 185 кв. м. Автор проекта: Зоя Томилина, @tomilinazoya (inst), @ZoyaTomilina (telegram).
Образование: МАРХИ в 1982 году. Архитектор широкого профиля. В разные годы проходила много всяких курсов по повышению квалификации как архитектора, так и дизайнера интерьеров.
Профессиональное ориентирование: загородные дома и квартиры. Редизайн.
Год начала профессиональной деятельности: 1982.
Стили: приоритетов нет. Главная идея — создать уникальный индивидуальный стиль для каждого объекта. Мне кажется странным в 21 веке воссоздавать стиль другой эпохи. Но какие-то декоративные элементы и приёмы исторических стилей я включаю в свои работы.
Заказчики: бизнесмены, предприниматели, банкиры, чиновники. Но, как правило, это неравнодушные к искусству и красоте люди.
TDM: Как вы стали заниматься интерьерами?
Зоя Томилина: Рисовать я начала раньше, чем ходить. Потом были кукольные домики и интерьеры для кукол из подручных материалов.
Переставлять мебель и декорировать тканями пространство – моё увлечение ещё со школы. То, что интерьер влияет не только на настроение, но и на поведение людей я видела с раннего детства. Профессии дизайнер интерьера тогда не существовало. Интерьерами занимались архитекторы. Поступить именно в МАРХИ было моей мечтой и целью. И на этом пути было немало преград. Но я была абсолютно уверена, что по-другому быть не может.
Мой самый первый проект, к тому же реализованный, был интерьерный. На заводском складе стояли огромные бочки с краской базовых цветов – красный, желтый, синий, белый и чёрный. Баночками из-под гуаши я вымеряла пропорции красок, чтобы получить нужный мне для интерьера цвет. Заводские художники посмеивались надо мной. Но главный инженер завода поверил в меня и всячески поддерживал. Результат превзошёл даже мои ожидания. Все были в восторге. Меня стали узнавать на улице незнакомые мне люди, те, кто работал на заводе. Я стала просто знаменитой в свои 24 года. Интерьерами я занималась и в других местах, где я работала. Архитектурой тоже.
TDM: Как занялись именно этим проектом — первый раз работаете с этими заказчиками, или это давние клиенты?
Зоя Томилина: С заказчицей этого проекта я познакомилась 18 лет назад. Первая работа с ней — квартира в новостройке для неё и её дочери. Надо отметить, что интерьер той квартиры был монохромно-графичным, серо-бежево-коричневым. А потом хозяйка вышла замуж, и там появился цвет! Родился сын. Дочь подросла и переехала в своё собственное жильё.
Через несколько лет, когда сын пошёл в школу, мы переделали с ней детскую комнату. Потом была реновация этой же квартиры. Мы её перекрасили и поменяли ткани. И наконец, реновация этого дома.
TDM: Что представлял собой дом до ремонта?
Зоя Томилина: Купили они этот готовый дом в 2012 году. И ничего не меняли. Это дом не для постоянного проживания — это дом для уикендов.
TDM: Каково было ТЗ требований от клиента?
Зоя Томилина: Во время пандемии заказчики переехали в этот дом окончательно. Тут уже и выявились все недостатки. Инженерные в первую очередь. Эстетика тоже не радовала. Второй этаж был полностью деревянный и лакированный. И дерево под лаком с годами становилось всё более насыщенным жёлто-рыжим. Кстати, сейчас это очень модная цветовая палитра, но не подходит для них. Их глаза устали, им стало душно и неуютно. И очень захотелось осветлить дерево, впустить в дом воздуха и свежести.
Речь шла редизайне второго этажа. На первом меняли только туалет с душем. Но светлые стены вряд ли добавят воздуха. Дом плохо вентилировался несмотря на то, что изо всех щелей дуло. Поэтому в первую очередь надо было заняться инженеркой.
Вентиляция не работала ни в санузлах, ни на кухне. Хотя на крыше было достаточно труб. Исправными были дымоход котельной и каминная труба. Я пригласила специалистов по вентиляции, но они не смогли найти причину, почему не работает вентиляция без вскрытия. А где вскрывать неизвестно. Пришлось мне самой разбираться, в чем дело. Я построила на чертежах предполагаемую скрытую разводку воздуховодов и определила критическое место, где можно увидеть ошибку. Строители и заказчики сопротивлялись ломать там, где я показала. В этом месте не планировались переделки. Но когда всё-таки вскрыли указанное мной место, мы всё увидели.
Воздуховод не был подведен к наружной трубе, более того, он был загнут вниз, да ещё с петлёй! Просто вредительство какое-то! Все счастливо вздохнули!
Теперь надо было решить, чем и как осветлить брёвна второго этажа. Вагонку на потолке и перегородках (перегородки каркасные, не из бревна) мы меняли. Полы тоже новые. Брёвна были покрыты лаком, и снять это покрытие не представлялось возможным. Вернее, возможно, но очень трудоёмко и дорого. Я предложила покрасить брёвна, не снимая лак. «Есть такие потрясающие краски FaMa, которые помогут решить нашу проблему» — сказала я. Мария Пашкова @pashkova_expert, главный эксперт по краскам и менеджер по работе с дизайнерами, помогла подобрать нужную краску и провести эксперимент. FaMa Ozean Linie идеально легли на лаковую поверхность. И снова все были счастливы! Так в проекте появился цвет. Вначале робкий светло-серый, голубой, в детской посмелее — более насыщенный серый разбавили солнечным желтым.
TDM: Насколько активно клиенты участвовали в процессе?
Зоя Томилина: В гостевую спальню никак не могли подобрать цвет стен и потолка.
Изначально, она называлась красной спальней, потому что там было огромное сложных оттенков красное покрывало в технике пэчворк. И оно должно было вернуться в эту комнату. Тогда я попросила хозяев разрешить мне в порядке эксперимента покрасить эту комнату без согласования цвета. Пообещала, что перекрашу за свой счёт, если им не понравится. И я покрасила всё мятно-зелёным. Вначале цвет им не понравился, но сказали, что перекрашивать не надо. Это же гостевая комната, пусть будет такой. Забегая вперёд, скажу, что сейчас это самая любимая спальня.
Вместо старой половой доски я предложила штучный паркет. Искренне считаю его лучшим деревянным покрытием для пола. После некоторого сопротивления, выслушав все мои аргументы и подумав некоторое время, они согласились. Я радовалась, как ребёнок!
Новые деревянные полы мы покрыли маслом с твёрдым воском, тем самым подчеркнули натуральную красоту дерева и добавили приятную тактильность. Ходить босиком по такой поверхности — сплошное удовольствие! Ещё на втором этаже мы поставили новые двери. Заказывали в компании «Волховец». Выбрали красивую модель Галант в нестандартной по цвету комплектации. Серое дверное полотно с коробкой, а наличник и плинтус шоколадного цвета. Для деревянной лестницы, которая тоже была покрыта лаком, я предложила краску с мраморной крошкой «DARIA GEILER».
Но чтобы выбрать цвет лестницы, пришлось спуститься на первый этаж. Сразу стало понятно, что первый этаж тоже надо перекрашивать.
В чём здесь была сложность? По ТЗ мебель мы не меняем. На первом этаже многофункциональное сложной формы пространство – кухня-столовая-каминная. И в нём много деревянной мебели разных пород и оттенков. Особенно довлела кухня своей массой. Плюс светло-бежевые стены с непонятными светло-коричневыми вставками, имитирующими камень. Плитка на полу тоже двух разных коричневых оттенков.
Это был интерьер хаоса и беспорядка, хотя всё было в идеальном порядке. Есть у меня такой фирменный приём для подобных случаев.
Я помещаю разрозненные предметы на общий глубокий фон. И этот правильно подобранный фон должен собрать всё в единую картинку.
Так появился глубокий и сложный синий на стенах. А чтобы сбалансировать огромное цветовое пятно кухни, я покрасила потолок в шоколадный цвет, тщательно подобрав оттенок в цвет кухни. И надо отметить, что в этом случае заказчики уже полностью полагались на мою компетентность, и согласовывать с ними эти цвета мне не пришлось. Это очень приятно.
Первый этаж мы перекрашивали английскими красками компании Manders. Отдельной истории заслуживает туалет с душевой на первом этаже. Он раздражал хозяев с первого дня покупки этого дома. Уж не знаю, как они терпели его столько лет. Я поменяла планировку санузла. Он небольшой совсем, вариантов было не много.
Стены вместо плитки мы покрыли декоративной штукатуркой — микроцементом везде, даже в душевой кабине. Материал и работа компании ELITAS. На полу плитка со слегка стертым рисунком от компании L’Décor. Тумбы под раковину, стиральную машину и бытовые принадлежности сделаны по моим чертежам в столярной мастерской Григория Фомичева. Столешница из массива дуба со специальной обработкой. Зеркало сложной формы и нужных нам размеров нашла на распродаже.
Получилось не банально. Заказчикам очень нравится.
А вообще микроцемент вместо плитки во влажных помещениях я начала использовать очень давно. И очень люблю этот материал. Сейчас этот материал достаточно популярен в дизайн-проектах. А когда я начинала его использовать, это был огромный риск. И конечно, доверие заказчиков, за что я безмерно их благодарю. Без доверия невозможно воплотить ни одну новую идею, ни один новый материал.
Фотограф: Михаил Степанов, @m_stepanovfoto (inst).